Курсовая аристотелева экономика и хрематистика

У нас вы сможете скачать «Курсовая аристотелева экономика и хрематистика» в LRF, AZW3, МОВІ, PRC HTML, JAR, FB2, TXT, LIT, EPUB, CHM, PDF, isilo, RTF, TCR, DOC, DJVU!

Аникеев Александр Борисович А что же такое сама экономика в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества? Аристотель, ставивший этические принципы и человеческие ценности над главенствующими в экономике законами обмена и потребления, является «врагом бизнеса», а в современном мире именно бизнес зачастую ассоциируется с экономикой.

Экономика и хрематистика

Объяснением этого может также служить то, что экономисты не находили должной мотивации и усердия, чтобы вчитываться в довольно сложные тексты Аристотеля, посвященные больше проблемам этики, философии, политики и психологии, и в них искать основы экономической доктрины великого греческого философа, а философам интересней была позиция Аристотеля как философа экономики, а не экономиста.

Это, естественно, приводит к совершенно разному прочтению наследия Аристотеля в рамках с одной стороны экономической, а с другой — философской традиций. К тому же существует определенное расхождение во мнениях интерпретаторов Аристотеля, читавших его работы на разных языках, что тоже приводит к разнице в прочтении интерпретации даже ключевых моментов экономической концепции Аристотеля как в отечественной традиции, так и на западе.

Есть ли чему современным экономистам учиться у Аристотеля? Что значат и значат ли что-нибудь экономические идеи Аристотеля для будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости? А опубликованная в журнале «Клаузура» статья Милы Ильиной «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации» в году является публицистической статьей, рассматривающей современное состояние экономики как осуждаемую Аристотелем хрематистику и призывающей к выработке нового, более нравственного и экологического взгляда на экономику.

Именно в качестве подтверждения необходимости внедрения нравственного и гуманного подхода Аристотеля к экономике и написана эта статья. Первый вид, названный им экономикой, подразумевает систему, целью которой становится удовлетворение насущных потребностей конкретных людей, которые занимаются различными видами деятельности в производстве разных материальных ценностей и появляется обмен этими ценностями по их равнозначности по затратам труда, пока не появились деньги.

Очень важно подчеркнуть, что с позиции системы экономики, по Аристотелю, такой инструмент как деньги оказался необходим именно и только для обеспечения удобства обмена. Само сочинение Ксенофонта построено в традиционной тогда форме диалога с Сократом, в котором ученики просят Сократа научить их основам экономики. Важно, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, частной теорией или практической дисциплиной, ибо осуществлялось как моделирование экономических взаимоотношений, которые почти тут же можно было применить на практике.

Причём осуществлялось это по принципу самодостаточности и должно было иметь в своей основе высшие человеческие цели и ценности для благополучия общества по своему существу. А для Аристотеля экономика была не столько наукой, сколько деятельностью направленной на удовлетворение потребностей общества и способность к совершению этой деятельности, что должно было определять привычку, формирующую экономический тип поведения на благо всего общества!

По Аристотелю это имеет точное моральное значение: В более широком смысле под хрематистикой он понимает вид хозяйственной деятельности, который нацелен то есть ставит себе целью именно на обогащение, независимо от использования этого богатства, ибо именно при товарно-денежном распределении материальных ценностей, а не по количеству и квалификации труда, в деньгах сытости не бывает, поэтому все стремятся любыми способами добывать деньги, а не добросовестно трудиться.

При этом можно утверждать, что даже хрематистика у Аристотеля делится на два типа, один из которых подчинён экономике для приобретения тех вещей, которые необходимы для продолжения благополучной жизни. Второй тип хрематистики — неестественный, не подчиненный экономике и направленный на накопление бесконечного богатства в виде денег и разных материальных ценностей в ущерб других людей, а значит носит антигуманный, античеловечный характер.

реферат — Аристотель об экономике, обществе и государстве.

В отношении этого второго вида хрематистики Аристотель утверждает, что «эта вторая форма ведет к мнению, что нет предела богатству и собственности» [Политика I, 9, a 1] В рамках этой системы получается, что цель хрематистики не служение высшим духовным задачам жизни людей, а пробуждает стремление к неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля.

Стремление к беспредельному приобретательству и накопительству, опять же, эксплуатирующих порочные стороны человеческой природы, когда алчность одних ведёт к богатству, а других к бедности вместо золотой середины, что уводит от добродетели и делает и тех и других не лучше, а хуже. Когда получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела, а не удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества в средствах для жизни по количеству и квалификации труда, то происходит инверсия этической оценки двух видов хозяйствования — экономики и хрематистики.

Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни в обществе.